Опубликовано 4 комментария

История компании Citroën

История компании Citroën начинается свыше 100 лет назад с окончанием Первой мировой войны. Хотя проектирование автомобильного бизнеса началось еще до ее начала и со второй половины 20 века тесно пересекается с компанией Peugeot.

История зарождения логотипа и названия компании Citroen

Андре Ситроен со своей супругой Джорджиной
Андре Ситроен со своей супругой Джорджиной

История зарождения логотипа компании Citroen  начинается условно с рождения человека в честь которого была названа эта компания. Андре-Гюстав Ситроен родился 5 февраля 1878 года в городе Париж (Франция). Андре являлся пятым ребенком(и последним) в еврейской семье торговца алмазами Леви Ситроена и Массы Амелии Кляйнман.

Фамилия Ситроен берет свое начало от дедушки из Нидерландов, который был овощеводом и продавцом тропических(экзотических) фруктов. Он взял фамилию Limoenman, что по-голландски означает «лаймовый человек», однако его сын изменил ее на Citroen, что в переводе с голландского означает просто «лимон».

V-образные косозубые шестерни(Патент Ситроен)
V-образные косозубые шестерни(Патент Ситроен)

Андре был выпускником École Polytechnique в 1900 году, которое являлось одним из самых престижных высших учебных заведений во Франции. В том же году он посетил Польшу, родину его матери, которая незадолго до этого умерла. Во время похоронного мероприятия, он увидел плотника, работавшего над набором шестерен, которые по внешнему виду напоминали структуру рыбьих костей. Эти шестерни были менее шумными и более эффективными. Ситроен купил патент за очень небольшие деньги, что привело к изобретению двойных косозубых шестерней, патент на которые сегодня принадлежит ему. Так же считается, что это событие взято за основание нынешнего логотипа Citroen.

Выставка автомобилей Mors 1901 года
Выставка автомобилей Mors 1901 года

В 1908 году Братья Эмиль и Луи Морс назначили его управляющим директором автомобильной компании Mors. Он реорганизовал изучение потребностей клиентов, менеджмент, модернизировал, создал новые модели и за 5 лет удвоил производство бренда. В 1908 г. компания произвела 300 автомобилей, а в 1913 г.  — 800 единиц. В общем Андре-Гюстав Ситроен проработал на компанию Mors вплоть до начала Первой мировой войны и заслужил определенную репутацию.

Основание компании Citroen

После начала Первой мировой войны, уже в августе 1914 года, Андре был мобилизован на военную службу в звании капитана во 2-ой артиллерийский полк в Гренобле. На восточной границе, где произошло сражение, он имел возможность наблюдать отсутствие артиллерии и боеприпасов. После смерти своего брата Бернара на фронте Андре Ситроен решил не только выполнить свой долг, но и оттеснить врага как можно дальше. В январе 1915 года он сделал предложение генералу Луи Баке, руководителю артиллерии военного министерства, у которого катастрофически не хватает боеприпасов, о создании завода по производству боеприпасов для артиллерийских пушек и получил на него одобрение.

Артиллерийская пушка времен Первой Мировой Войны и боеприпасы к ней
Артиллерийская пушка времен Первой Мировой Войны и боеприпасы к ней

За 3 месяца Андре Ситроен, используя свои сбережения, строит завод по производству боеприпасов на котором 13000 сотрудников производят 10000 боеприпасов в день. Всего на этом заводе было произведено около 23 миллионов боеприпасов к артиллерийским пушкам. Боеприпасы Андре Ситроена быстро завоевали репутацию и стали образцом организации, эффективности и социальной ответственности. Завод посещают выдающиеся личности, как гражданские, так и военные. Между 1917 и 1918 годами правительство также поручило ему реорганизовать снабжение военной промышленности, военных почтовых служб и раздачу продовольственных билетов в районе Парижа.

Линия производства Citroën Type A (1919 год)
Линия производства Citroën Type A (1919 год)

По всей видимости, еще во время Первой  мировой войны Андре Ситроен планировал организовать производство автомобилей на месте завода по производству боеприпасов, так как в 1916 году Андре попросил инженера Луи Дюфресна, ранее работавшего в Panhard, спроектировать технически совершенный автомобиль мощностью 18 л.с., для производства которого смог бы использоваться завод боеприпасов после окончания войны. Чуть позже Ситроен пересмотрел видение нового автомобиля исходя из наблюдений за компанией Ford и сложившейся обстановке того времени. В феврале 1917 года Ситроен связался с другим инженером, Жюлем Саломоном, который уже имел значительную репутацию во французском автомобильном секторе, как создатель в 1909 году маленькой машины под названием Le Zèbre. Андре видел послевоенный автомобиль уже иначе и задача Саломону стояла следующая: создать совершенно новую конструкцию для автомобиля мощностью 10 л.с., который был бы лучше оборудован, более прочен и менее дорог в производстве, чем любой конкурирующий продукт в то время.

Citroën Type A Torpedo 1919 года
Citroën Type A Torpedo 1919 года

В итоге, после окончания Первой Мировой Войны Андре Ситроен организовывает производство автомобилей на месте производства боеприпасов для артиллерийских орудий. Спустя 4 месяца после того как стихли орудия, в марте 1919 года был анонсирован автомобиль Citroen Type A. Массовое производство автомобиля было организовано в ближайшие 2 месяца, так как уже в мае сошла первая серийная модель.

История Citroen после Первой Мировой Войны

Елисейские поля. Изображение 1905 года
Елисейские поля. Изображение 1905 года

После окончания Первой Мировой Войны было развернуто серийное производство Citroen Type A. Первый серийный Type A появился на заводе в конце мая 1919 года. Андре уделял огромное внимание рекламе своего продукта. В июне автомобиль был представлен в выставочном зале под номером 42 на Елисейских полях в Париже, где обычно продавались автомобили Alda.

Фернан Шаррон на Гран-при Франции 1914 года рядом с автомобилем Alda
Фернан Шаррон на Гран-при Франции 1914 года рядом с автомобилем Alda

Citroen убедил владельца бизнеса Alda, Фернана Шаррона, предоставить ему выставочный зал, который используется до сих пор. В этом демонстрационном зале компания проводит выставки и демонстрирует свои концептуальные автомобили. Через несколько лет Чаррона убедили стать крупным инвестором в бизнесе Citroën. 7 июля 1919 года первый клиент получил в пользование новый Citroën 10HP Type А.

В том же году Андре-Гюстав Ситроен провел краткие переговоры о продаже компании с General Motors. Сделка была уже почти совершена, но в последний момент General Motors решила, что ее менеджмент и капитал будут слишком перенапряжены в результате поглощения. Соответственно сделка не состоялась и Citroen продолжила оставаться независимой. Почему основатель решил продать свою компанию не совсем понятно, так как производство было на неплохом уровне. В 1919 г. ежедневно выпускалось 30 автомобилей и к концу календаря было собрано 2810 машин, а за 1920 г.  — 12 244 единиц.

В 1924 году Citroen начал сотрудничество с американским инженером Эдвардом Гоуэном Баддом , который с 1899 года работал над разработкой цельнометаллических кузовов для железнодорожных вагонов и многих автомобильных марок ( Dodge и т. д.). Таким образом, в 1925 году Citroën ввел в промышленность первый полностью закрытый кузов из стали в Европе.

Патентный чертеж Citroën Kergesse 1924 год
Патентный чертеж Citroën Kergesse 1924 год

Так же с 1921 года компания начинает производство полугусеничных автомобилей для интересов вооруженных сил и бездорожья. Автомобили Kégresse track были оснащены гусеничной системой одноименной компании.

Успех есть, но промышленная конкуренция сильна и предполагает очень сильное творческое, техническое и промышленное развитие. В 1928 году, после появления на фондовой бирже французских промышленных компаний, Citroen входил в первую пятерку самых прибыльных предприятий Франции.

Производство Citroen до 1935 года

Citroën Type C 5CV Torpedo 1923 годда
Citroën Type C 5CV Torpedo 1923 года

Производство Citroen, как уже было сказано выше, началось сразу после окончания военных действий Первой Мировой Войны. Первым автомобилем произведенным компанией Citroen был Type A в 1919 году. Затем следует модернизация и выпускается в 1921 году Type B и полугусеничный автомобиль Kégresse track. Вышеперечисленные автомобили пользуются успехом среди потребителей. В 1923 году последовала 3 модернизация и запущена новая линейка — был выпущен автомобиль Type C, который не получил продолжения истории.

Citroën B10 с цельнометаллическим корпусом
Citroën B10 с цельнометаллическим корпусом

В 1924 году начинается производство автомобиля Citroen B10, в основу которого легла версия Type B. Транспортное средство было представлено на Парижском автосалоне в октябре 1924 года. Этот автомобиль изначально пользовался большим успехом, но конкуренты начали представлять новые версии дизайна. Citroën, который не модернизировал кузова своих автомобилей, тем не менее продавался в больших количествах, причем низкая цена автомобилей была основным аргументом в пользу покупки, но вскоре это привело к большим убыткам компании.

В 1926 году с помощью американского инженера Эдварда Гоуэна Бадда он разработал Citroën B14,  который являлся первым в Европе полностью стальным автомобилем с прочным полностью закрытым кузовом. Пресс штампует 400 лонжеронов в час, которые собираются сваркой с остальной частью кузова. Такая технология производства применяется и по сей день.

К 1928 году «цельнометаллический» преемник B10, Citroen B12, производился со скоростью 400 автомобилей в день, и на его долю приходилось 30% автомобилей, производимых в тот период времени во Франции.

Citroën Type C4 образца 1928 года
Citroën Type C4 образца 1928 года

С 1928 по 1932 год следуют Citroën C4 и Citroën C6. Это первые автомобили Citroën, оснащенные плавающим двигателем. Андре Ситроен купил лицензию на патент, который подала команда Chrysler. Покупка была организована после поездки в Соединенные Штаты Америки. Следующим продуктом был Citroen Rosalie, производство которого было организованно с 1932 года и по 1938 год. Андре Ситроен уделял большое внимание технической части и рекламе, но дизайн автомобилей оставался за бортом, что и сыграло с ним злую шутку, которая привела к значительным убыткам компании.

Citroën Rosalie образца 1932 года выпуска
Citroën Rosalie образца 1932 года выпуска

К 1934 году финансы компании находятся на самом низком уровне. Кроме этого, Citroën должен вводить новшества, чтобы увеличивать производство, которое значительно снижается и поглощает финансы своей компании. La Rosalie продается хорошо, но этого недостаточно для обеспечения устойчивости развития компании. Модель, которая должна позволить Citroën изменить свое финансовое положение в лучшую сторону была представлена ​​на Place de l’Europe 18 апреля 1934 года. Официально этот автомобиль назывался 7,  но историческое название сложится как «Traction Avant».

Конец самостоятельного существования компании Citroen

После введения в 1925 году первого цельнометаллического кузова автомобиля в Европе дела у компании пошли в гору. Успех был на лицо, но промышленная конкуренция была очень сильна в то время и предполагала очень сильное творческое, техническое и промышленное развитие.

В 1927 году банк Lazard помог Citroën привлечь новые столь необходимые средства, а также пересмотреть условия его долга — например, выкупив Société de Vente des Automobiles Citroën (SOVAC).  Банк пошел еще дальше, вложив свой капитал и направив трех «помощников». В число этих людей, присланными Лазардом, были Раймон Филипп, Андре Мейер и Поль Францен.

Андре Ситроен осознал необходимость дифференцировать свой продукт, чтобы избежать конкуренции с низкими ценами, которая окружала его обычные модели с задним приводом в конце 1920-х – начале 1930-х годов. В 1933 году он представил Rosalie, первый коммерчески доступный легковой автомобиль с дизельным двигателем, разработанный совместно с английским инженером и конструктором Гарри Рикардо.

Citroën Traction Avant
Citroën Traction Avant

Ему на смену приходит революционное транспортное средство в 1934 году — Traction Avant — автомобиль, который впервые в массовом производстве объединил три революционных функций, которые все еще используются сегодня: новый тип кузова — универсал, четыре колеса независимой подвеской и передний привод колес.

Быстрое развитие Traction Avant, снос и перестройка завода (за пять месяцев) и обширные маркетинговые усилия оказались для Citroën слишком дорогостоящими инвестициями, чтобы совершить все ходы сразу, что привело к финансовому краху компании. В декабре 1934 года, несмотря на помощь компании Michelin, Citroën объявляет о банкротстве, что и является концом самостоятельного существования Citroën. Через пол года — 3 июля 1935 года умирает от рака желудка основатель компании Андре Ситроен.

В течение месяца после объявления банкротства Michelin, уже являвшаяся крупнейшим кредитором производителя автомобилей, стала его основным акционером.  Тем не менее, технологически продвинутый Traction Avant получил признание рынка, и основная философия передовых технологий, используемых в качестве дифференциатора, сохранялась за автопроизводителем до конца 1990-х годов. Пьер Мишлен стал председателем правления Citroën в начале 1935 года. Его заместитель Пьер-Жюль Буланже стал вице-президентом и начальником отдела разработки и дизайна.

Управление Michelin

После смерти Андре Ситроена компания Michelin берет управление Citroën в свои руки. Первостепенной задачей компании было рассчитаться с долгами предыдущего руководитея. Для этого Michelin работает над продолжением коммерческого запуска Traction в версиях с 7 и 11 CV. Версия 22 CV с двигателем V8, которую планировал производить Андре Ситроен, никогда не увидит свет из-за ее стоимости, которую Мишлен посчитал слишком высокой. Кроме этого 22 CV был слишком неповоротливым на дороге. Несколько прототипов были разбиты во время испытаний.

Предсерийные образцы Citroën 2CV до Второй Мировой Войны
Предсерийные образцы Citroën 2CV до Второй Мировой Войны

Вместо этого в 1935 году запускается разработка модели 2CV, которую должны были представить публике на парижском автосалоне в 1939 году. Было построено 250 предсерийных образцов, но из-за начала Второй Мировой войны этому не суждено было случиться.

Вообще, покупка Michelin компании Citroen является исключительно коммерческим проектом, который не преследовал цель спасти от краха одного из крупнейших автопроизводителей Франции, а спасти от краха свою компанию по производству шин. Ведь в те времена Citroën являлся самым крупным потребителем шин Michelin и это отчетливо заметно по действиям компании. Забраковать премиальную модель Traction Avant и начать производство автомобиля эконом-класса 2CV.  Тем самым значительно увеличив продаваемость автомобильных шин французского производителя. Но все планы рушит Нацистская Германия с началом Второй Мировой войны.

Фердинанд Порше(второй слева) встречается с командиром CC Вальтером Крюгером
Фердинанд Порше(второй слева) встречается с командиром CC Вальтером Крюгером

Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой войны Буланже, который являлся директором Citroën,  отказался встречаться с доктором Фердинандом Порше или общаться с немецкими властями напрямую. Все переговоры велись исключительно через посредников. Он организовал производство грузовиков для Вермахта, многие из которых были саботированы прямо на производственном заводе.  Насечки на масляном щупе располагались не в том месте, что приводило к заклиниванию двигателя.

В 1944 году, когда штаб-квартира гестапо в Париже была разграблена французским «Сопротивлением». Имя Пьер-Жюль Буланже было замечено в нацистском черном списке самых важных врагов Рейха, которые должны были быть немедленно арестованы в случае вторжения во Францию.

Предсерийная модель Citroën 2CV 1939 года и последний выпуск 1990 года
Предсерийная модель Citroën 2CV 1939 года и последний выпуск 1990 года

Инженеры Citroën, в том числе Поль Магес, продолжили свою работу вопреки прямому приказу немцев, и разработали концепции, которые позже были представлены на рынке в трех версиях автомобилей —  малолитражке (2CV) и грузовом фургоне (Type H) и большой быстрый семейный автомобиль (DS). Они были широко оценены журналистами того времени, как новые эксперементальные решения в области автомобильного дизайна.

Грузовой фургон Citroën Type H
Грузовой фургон Citroën Type H

Грузовой фургон Citroën Type H был представлен общественности и доступен для покупки в 1947 году. Это транспортное средство так же набрало быстро популярность среди коммерческих организаций того времени. У фургона за время его эксплуатации было множество модификаций.

Чуть позже, в 1948 году на Парижском автосалоне была представлена модель Citroën 2CV(Deux Chevaux), которая стала лучшим решением для сельской местности Франции. Автомобиль имел необычно невысокую цену, был удобен в эксплуатации и недорог в обслуживании. Citroën 2CV производился 42 года в плоть до 1990 года с незначительными изменениями и доработками. За 42 года было произведено более 9 миллионов 2CV.

Citroën DS 1958 года выпуска
Citroën DS 1958 года выпуска

В 1955 году был представлен Citroën DS, разработанный на базе Traction Avant, который является первым автомобилем оснащенным знаменитой гидропневматической самовыравнивающейся системой подвески. DS кроме всего прочего являлся первым серийным автомобилем оснащенным дисковыми тормозами и полуавтоматической гидравлической трансмиссией.

В 1957 году выпускается более простая и соответственно дешевая модель DS — Citroën ID19, которая предусматривала упрощенную гидравлическую систему с обычным ручным рулевым управлением и обычной механической коробкой передач. За 1968 год автомобиль претерпел дизайнерские изменения передней части автомобиля, в которой впервые появляются дополнительные фары дальнего света. В период с 1955 по 1975 год было произведено более чем 1,5 миллиона экземпляров Citroën на базе DS. Этот автомобиль занял третье место в конкурсе 1999 года «Автомобиль века».

Банкротство под управлением Michelin

После банкротства компании Citroën под управлением Андре Ситроена в 1934 году, компания переживает Вторую Мировую Войну под управлением Michelin и дела вроде начинают налаживаться. Успешно производятся и продаются модели Type H и 2CV. Так же огромным успехом пользуется продукт большие и дорогие модели на базе Traction Avant — Citroën DS. Только через 20 лет после окончания Второй Мировой Войны компания Citroën опять обанкротится. Эксперты уже сегодня утверждают, что причиной тому послужило неправильная стратегия производства и развития компании, плюс куча неблагоприятных непредвиденных обстоятельств.

Неправильную стратегию производства и развития компания осознавала. В 1960-х годах Citroën принял ряд финансовых решений в области развития, стремясь укрепить свои позиции 1950-х годов с успешными моделями 2CV, Type H и DS, которые должны были закрыть видимые пробелы. Главных ключевых пробела было всего 2:

  1. Отсутствие автомобиля среднего размера;
  2. Отсутствие мощного двигателя для экспортных рынков;

Для закрытия этих пробелов принимались финансовые шаги следующего характера. С 1963 года компания начинает переговоры с Peugeot о сотрудничестве в закупке сырья и оборудования. В 1964 году Citroen налаживает партнерские отношения с NSU Motorenwerke в разработке двигателя Ванкеля через дочернюю компанию Comobil. Суть партнерства заключалась в разработке более мощного двигателя при таком же объеме силовой установки. Это все было необходимо, потому что во Франции транспортные средства с рабочим объемом свыше двух литров облагались достаточно серьезным налогом.

В 1965 году был приобретен Panhard, вероятно для того чтобы использовать его опыт в производстве среднеразмерных автомобилей, и производитель грузовиков Berliet. Следующим шагом является покупка в 1968 году итальянского производителя спортивных автомобилей Maserati. Целью покупки скорее всего является разработка мощного двигателя и преодоления налогового маневра Франции в отношении лошадиных сил. Так же в том же году Michelin продает 49% акций Fiat в рамках соглашения PARDEVI.

Результаты такого подхода не заставили долго ждать. С точки зрения модельного ряда, 1970-е годы начались удачно, чему способствовал успешный запуск долгожданного среднеразмерного Citroën GS, который, наконец, заполнил огромный пробел между 2CV и DS – 1-литровым автомобилем с гидропневматической подвеской. Citroën GS было продано 2,5 миллиона единиц. Только в 1972 году было произведено 601 918 автомобилей – по сравнению с 526 443 в 1971 году – достаточно, чтобы вывести компанию, обогнав Peugeot, на второе место среди французских автопроизводителей по объему продаж. Старые модели продолжали хорошо продаваться — пик производства DS пришелся на 1970 год, а 2CV — на 1974 год.

По мере развития 1970-х обстоятельства становились все более неблагоприятными. В 1973 году Fiat вернул Michelin свою 49% долю в холдинговой компании PARDEVI, которой принадлежали Citroën, Citroën и Fiat. Совместное заявление указывало на то, что выгоды, предусмотренные для их союза в 1968 году, не были реализованы. Это не соответствовало долгосрочной стратегии шинной компании по прекращению участия в автомобильном бизнесе и создало очень нестабильную ситуацию с собственностью. Компания потерпела еще один финансовый удар в связи с энергетическим кризисом 1973 года — ставка на Comotor и Maserati показали, что в плане имелся серьезный изъян, особенно для компаний, производящих двигатели с высоким расходом топлива.

Citroën SM
Citroën SM

В 1974 году автопроизводитель покидает Северную Америку из-за правил проектирования США, которые оставили вне закона основные характеристики автомобилей Citroën. Огромные убытки Citroën были вызваны крахом предприятия по производству роторных двигателей Comotor, а также ошибкой стратегического управления, связанной с 15 летним производством с 1955 по 1970 год без модели в прибыльном среднем диапазоне европейского рынка, плюс масштабная разработка стоит огромных средств для ряда новых моделей: GS , GS Birotor , CX , SM , Maserati Bora , Maserati Merak , Maserati Quattroporte II , и Maserati Khamsin. Каждая из этих моделей сама по себе является технологическим чудом. Таким образом, через сорок лет после банкротства связанного с Traction Avant, Citroën снова обанкротился, потеряв свое существование как независимое предприятие. За этим последовала продажа Berliet и Maserati, а так же полное закрытие Comotor.

Эмблема компании PSA

Опасаясь потери рабочих мест из-за плохой ситуации с денежными потоками и нестабильной структуры собственности, французское правительство организовало переговоры между Citroën и Michelin, завершившиеся слиянием автомобилей Citroën и Automobiles Peugeot в единую компанию. Таким образом, через год после разрыва с Fiat 24 июня 1974 года Citroën объявил о новом партнерстве, на этот раз с Peugeot, которому Мишлен согласился передать контроль над бизнесом.  В декабре 1974 года Peugeot SA приобрела 38,2% акций Citroën, а 9 апреля 1976 года они увеличили свою долю в тогдашней обанкротившейся компании до 89,95%, создав таким образом группу PSA (где PSA — сокращение от Peugeot Société Anonyme), став PSA Peugeot Citroën.


Современная эпоха совместно с Peugeot

После банкротства компании Citroen, французское правительство просит Peugeot поглотить Citroen, чтобы сохранить тысячи рабочих мест. Под закрепившемся названием PSA Peugeot Citroën компания существует и по сей день. План правительства также предусматривал продажу Berliet компании Renault для концентрации французского сектора промышленных автомобилей. Так же PSA продала Maserati компании De Tomaso в мае 1975 года, а итальянская компания использовала престижность бренда для продажи десятков тысяч экземпляров новой модели Maserati Biturbo.

После объединения компаниям приходится не сладко. Стоит начать хотя бы с того, что Peugeot является брендом более консервативным нежели Citroën. Конструкторское бюро Citroën значительно преобразуется, так как многие его члены уходят, а те что остаются к управлению не имеют никакого отношения и развитие бренда они видят чрезвычайно скептически. Об этом свидетельствует выпуск в 1976 году модели Citroën LN, который является почти точной копией купе Peugeot 104 с двигателем Diane. Модель обернулась полным крахом так как его продажи были очень низкими.

Тем не менее, PSA поначалу была финансово успешной с такими моделями, как GS и CX. PSA модернизирует уже существующий модельный ряд: 2CV доступен во многих ограниченных сериях, CX переходит на Diesel, а GS становится GSA в 1979 году, с полной задней дверью, которая очень высоко оценена покупателями.

Финансовое положение группы PSA в начале 1980-х годов оказалось очень плохим.  PSA приобрела устаревшие активы и значительные обязательства Chrysler Europe за 1 доллар, что привело к огромным убыткам с 1980 по 1985 год. Плюс ко всему не стоит забывать про второй нефтяной кризис 1979 года, который так же нанес компании значительный ущерб.

Citroën BX 4TC
Citroën BX 4TC

В 1982 году выпускается модель BX , которая является результатом тех трудных времен. Его оригинальная линия и наличие гидравлической подвески не заставляют забывать, что он комплектуется теми же силовыми агрегатами, что и 305 Phase II. Эта интеграция элементов Peugeot в Citroën не получила одобрения в конструкторских бюро марки, но запуск BX был срочно необходимым и должен был быть успешным, так как будущее Citroën зависело от BX, так же как и Peugeot от модели  205. Несомненно, успех этих двух моделей и исчезновение в 1986 году бренда Talbot позволили сохранить группу PSA от банкротства.

Этот период также совпадает с приходом в 1980 году Жоржа Фальконне в качестве менеджера по продажам, а вместе с ним и Жака Сегела. Практически каждый запуск новой модели отныне будет сопровождаться поддержкой личности: певца, актера, режиссера или даже спортсмена. Таким образом, Citroën BX, представленный под Эйфелевой башней в Париже, выигрывает при поддержке Жюльена Клерка, а затем и Филиппа Лабро.

Успешную, но устаревшую модель BX нельзя было оставлять в покое и уже в 1986 году появляется Citroën AX, а в 1989 году и Citroën XM. Запуск XM, замена BX на ZX и Xantia (в 1991 и 1993 годах соответственно), а также рестайлинг AX в 1992 году ознаменовали начало эры качества в Citroën. Все эти решения положительно сказались на развитии бренда, но множество автомобилей по прежнему оставались точными копиями автомобилей Peugeot, что угнетало их индивидуальность.

Citroen C3 Picasso 2011
Citroen C3 Picasso 2011

С тех пор, как Жан-Мартен Фольц стал президентом группы PSA, совместное проживание Peugeot и Citroën, похоже, нашло баланс. Эти два бренда осознают свои различия, и экономия средств больше не происходит за счет стиля. Рестайлинговые C1, C2, C3, C4 и C5 имеют ярко выраженную стилистическую идентичность, установленную под руководством Жан-Пьера Плуэ, директора по стилю Citroën и преемника — Фламинио Бертони (дизайнер Traction , DS , 2CV , Ami 6 ) или Роберта Опрона ( SM , GS , CX ). В апреле 2006 года появляется модель Citroën C6, которое так же не находит оригинальности. С другой стороны, Xsara Picasso , C4 Picasso (5- и 7-местные), а затем минивэны C3 Picasso имеют на мировом рынке большие успехи, которые подталкивают бренд вверх. Таким образом, в марте 2009 года Citroën получил долю рынка во Франции 16,1%, что недалеко от доли Peugeot в 16,4%, таким образом, демонстрируя лучший результат за последние 35 лет.

4 комментария к “История компании Citroën

  1. Только спустя 40 лет жизни узнал, что Ситроен в переводе Лимон =)

  2. Citroën делает хорошие кузова для своих автомобилей

  3. Основатель был довольно азартным парнем, который в казино просаживал огромные суммы.

  4. Ситроен логотип уже поменял, а статейки пишут все те же.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *