Опубликовано Оставить комментарий

В ПДД РБ появится новое определение – средство персональной мобильности

Уже этой осенью вступают в силу изменения внесенные в Правила Дорожного Движения Республики Беларусь. Новшеств действительно достаточно много и со всеми будем разбираться постепенно, но одной из самых интересных, вероятно, является новость о появлении в ПДД нового термина – « средство персональной мобильности ». К понятию « средство персональной мобильности » отнесут такие устройства как электросамокат, моноколесо, гироскутер, сегвей и т.д. Что это значит как для водителей так и для пешеходов?

Начиная рассуждения, стоит отметить, что начало XXI века уже ознаменовало себя значительным скачком в области электроники. Появились флэш-карты памяти размером со спичечный коробок и объемом 50 ТБ, мобильные телефоны – ровня персональным компьютерам, скоростной интернет 500 мб/с и очень многое другое. У нас речь пойдет конкретно о так называемых средствах персональной мобильности.

Определение Средство персональной мобильности ПДД

Буквально недавно, появилась информация о том как будут выглядеть ПДД РБ начиная с осени 2022 года и там действительно появится новое определение:

Средство персональной мобильности — устройство или приспособление, не являющиеся транспортными средствами, приводимые в движение двигателем и предназначенные для индивидуального или совместного (в случае наличия специально оборудованных мест для сидения) использования пешеходами (электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и прочее);

Таким образом из определения следует, что к средствам персональной мобильности,  на законодательном уровне относят электросамокат, гироскутер, сигвей, моноколесо и равные им. Наибольшую популярность среди вышеперечисленных, вероятно, имеет именно электросамокат. Они сейчас находятся на раннем этапе своего развития, но с каждым днем все больше участников дорожного движения можно заметить именно с этим транспортом. С осени 2022 года в Республике Беларусь появляются первые правила пользования такого рода устройствами.

Человек на электросамокате это пешеход?

Следует начать с того, что лицо перемещающееся на средстве персональной мобильности остается пешеходом или приравнивается к нему. Это положение закреплено в статье 2.46, которая гласит:

Пешеход — физическое лицо, участвующее в дорожном движении вне транспортного средства, в том числе передвигающееся в инвалидной коляске, на самокате, роликовых коньках, лыжах, другом спортивном инвентаре, ведущее велосипед, мопед или мотоцикл, везущее санки или коляску (тележку) и не выполняющее в установленном порядке на дороге ремонтные и другие работы. К пешеходу приравнивается лицо, передвигающееся с использованием средства персональной мобильности.

В тоже самое время пешеход не должен препятствовать движению лиц на средствах персональной мобильности. Это положение определяется пунктом ПДД 17.1, которое гласит:

Пешеход имеет право:

двигаться по тротуару, пешеходной дорожке, а при их отсутствии — по велосипедной дорожке, не создавая препятствия для движения велосипедистов и лиц, передвигающихся на средствах персональной мобильности, либо по обочине.
В случае отсутствия указанных элементов дороги или невозможности движения пешеходов по ним допускается движение пешехода по краю ее проезжей части навстречу движению транспортных средств.
При движении по краю проезжей части дороги или обочине в темное время суток пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами). Световозвращающие характеристики данных элементов устанавливаются обязательными для соблюдения техническими нормативными правовыми актами;

Сейчас многие пешеходы начали недовольно думать, что теперь необходимо еще и уступать дорогу им при движении по тротуаруф. Как бы не так. Обратное регулируется статьей 17.4 ПДД, которая гласит:

Пешеход имеет право:

при использовании средств персональной мобильности двигаться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по тротуару, пешеходной дорожке либо обочине, не создавая препятствий для движения других пешеходов. Средство персональной мобильности должно иметь исправные тормозную систему и рулевое управление (при наличии). При движении на средстве персональной мобильности в темное время суток и (или) при недостаточной видимости дороги пешеход должен обозначить себя световозвращающим элементом (элементами), а на средстве персональной мобильности должна быть установлена и включена фара (фонарь), позволяющая своевременно обнаружить препятствие для дорожного движения. При движении на средстве персональной мобильности пешеходу рекомендуется использовать защитный шлем;

Таким образом какие можно сделать выводы из вышеперечисленного? Первое, что необходимо отметить это «пешеходное равноправие». Средства персональной мобильности не имеют каких-либо привелегий при движении по пешеходным дорожкам и тратуарам. Оно осуществляется на понятиях взаимного уважения и равноправия.

С другой стороны, человек на электросамокате — это пешеход. ДТП с  участием лиц на средствах персональной мобильности – это ДТП с пешеходом. Для водителей транспортных средств это представляет собой особую опасность. С одной стороны, лица на средствах персональной мобильности в большей степени приравниваются к велосипедистам. В новых правилах у которых прописано, что при пересечении проезжей части дороги велосипедист вправе не спешиваться. Для лиц на средствах персональной мобильности действуют такие же условия, но с ограничениями о которых будет рассказано ниже. С другой стороны, некоторые средства персональной мобильности гораздо маневреннее и быстрее велосипедов. В жилых зонах, где припарковано большое количество автомобилей и ограничена обзорность водителю необходимо проявлять особую бдительность. Именно для этого введены ограничения, которые регулируются правилами дорожного движения.

Ограничения для пешеходов использующих средство персональной мобильности

Для пешеходов использующих средства персональной мобильности в изменениях ПДД 2022 года введены ограничения. Они предусмотрены статьей 18 ПДД РБ, которая гласит:

Пешеходу запрещается передвигаться на средствах персональной мобильности:

  •  со скоростью более 25 км/ч;
  • в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, а также потреблять алкогольные, слабоалкогольные напитки, пиво, наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги, токсические или другие одурманивающие вещества после подачи сотрудником органов внутренних дел требования об остановке до прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • перевозя при этом других лиц вне специально оборудованных мест для сидения, предусмотренных конструкцией средства персональной мобильности;
  • не держась за руль (при его наличии);
  • в возрасте до четырнадцати лет (кроме пешеходных и жилых зон);
  • при выходе (выезде) на проезжую часть дороги и движении по ней совершать действия, угрожающие безопасности дорожного движения

Ограничения связанные с данными средствами достаточно интересны. В жилой и пешеходных зонах пользоваться средствами персональной мобильности можно в любом возрасте, а в остальных местах исключительно с 14 лет. Почему установлен именно такой порог ограничения возраста в точной мере не ясно. С большой долей вероятности можно утверждать, что это связано с возрастом возможного применения личной уголовной ответственности. Уголовная ответственность может наступить для несовершеннолетних начиная с четырнадцатилетнего возраста в ряде случаев предусмотренным законодательством Республики Беларусь.

Следующим важным пунктом является ограничение скорости в 25 км/ч. Тут по большому счету разбираться не с чем, так как двигаться с большей скоростью просто крайне небезопасно. Попадание даже в незначительную неровность на дорожном покрытии может повлечь серьезные травмы. Другой вопрос состоит в том, что уже существуют и продаются электросамокаты способные развивать скорость более 80 км/ч. Кто и каким образом будет следить за выполнением этого ограничения и как будут привлекать к ответственности немного непонятно.

Такой же вопрос касается и пункта запрещающего передвижения на средстве персональной ответственности не держась за руль при его наличии. Все понятно, ничего объяснять не нужно, но кто и как это будет контролировать? Со всеми остальными случаями все предельно ясно и в ближайшем будующем станет видно как это будет работать. Обновленный закон «О дорожном движении» должен вступить в силу 22 сентября 2022 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *