Андре Гюстав Ситроен родился 5 февраля 1878 года в Париже и умер 3 июля 1935 года так же в Париже. Андре Ситроен является инженером-политехником, французским пионером автомобильной промышленности и основателем промышленной империи Citroën в 1919 году.
Происхождение и молодость
Андре Гюстав Ситроен родился в 1878 году в еврейской семье. Он был пятым и самым младшим ребенком в семье Леви Ситроена и Амелии Кляйнман. Леви и Амелия эмигрировали из Голландии в Париж в 1873 году в возрасте 35 и 25 лет соответственно. Леви был голландского происхождения, а его жена Амелия родилась в современной Варшаве (Польша).
Фамилия Ситроен берет свое начало от прадеда из Нидерландов, который был овощеводом и продавцом цитрусовых фруктов. Он взял фамилию Limoenman, что по-голландски означает «лаймовый человек», однако его сын (дедушка Андре) изменил ее на Citroen, что в переводе с голландского означает просто «лимон». Прадед Андре был вынужден придумывать фамилию себе сам из-за того, что в 1810 году Наполеон аннексировал Голландское королевство и евреи, которые в отличие от христиан были зарегистрированы в приходских книгах во время крещения не имели фамилии, но попали под действие так называемого Кодекса Наполеона и были вынуждены придумывать фамилию сами.
После переезда супруги Ситроен проживали в Париже по адресу улица Лаффит 44. В 1884 году, когда Андре было всего 6 лет, Леви покончил жизнь самоубийством выбросившись из окна, после неудачных действий на алмазном руднике в Южной Африке. 16 сентября 1884 года в 3 часа ночи, выпрыгнув в окно, он сломал бедра и позвоночник. Не смотря на помощь местного медика, Леви Ситроен утром скончался и дети остались на воспитании Амелии.
Андре и старшие братья были воспитаны матерью, которая взяла на себя бизнес по продаже бриллиантов и жемчуга. После гибели отца семья переехала на «рю Ла Файет 62», где дети получили полностью французское образование, которое позволило им ощутить себя полноправными французскими гражданами.
Образование и начало деятельности
Андре пошел учиться в французский лицей Кондорсе под фамилией Citroen. Достаточно быстро он оказывается блестящим учеником, особенно в областях науки и техники. В 9 лет он открыл для себя авангардные учения Жюля Верна, которые вдохновляли его на протяжении всей его жизни. Строительство Эйфелевой башни для всемирной выставки 1889 года подтолкнуло к его становлению в качестве инженера и промышленника. Плюс ко всему, это событие побудило у Андре желание принимать участие в решении будующих крупных промышленных проблем XX века.
В октябре 1898 года Ситроен поступает в политехникум, который он окончил в 1900 году. Его выпускной рейтинг составлял 162-е место из 192 студентов. Это означает, что на тот момент времени, он не мог рассматривать дальнейшую работу в качестве госслужащего и в большой компании. Тем не менее, такое положение дел его устраивало. Во время пасхальных каникул Андре посещает Польшу(родину совершенно недавно погибшей матери). Там он знакомится с плотником, который усовершенствовал механизм шестерен зубчатой передачи. Эти шестерни были менее шумными и более эффективными и визуально иммитировали структуру рыбьей кости. Андре приобретает патент на это изобретение за очень небольшие средства и он по сей день принадлежит ему. Из деревянных моделей эти шестерни отливают и используют на мукомольных заводах и прядильных фабриках. С этого момента, вероятно, и начинается самостоятельная карьера французского промышленника и инженера.
Эта инновационная техническая конструкция позволяет передавать большие мощности при высоком передаточном числе выходного вала. Цилиндрические зубчатые передачи способствуют продолжительному контакту зубьев во время зацепления и, что в то время было важным качеством, обеспечивали большую бесшумность во время работы по сравнению с цилиндрическими зубчатыми колесами благодаря более низкому трению. Недостатком является то, что это вызывает значительные осевые силы в подшипниках. Двойные зубцы в елочку обеспечивает контакт между ними в обоих направлениях, что компенсирует осевое усилие. Однако для выполнения такой операции необходимо, чтобы зубья были идеально обработаны. Маленькая польская фирма не могла позволить себе такую точность производства, как и крупные производственные компании в Европе. После этого Андре Ситроен обращается в Америку, где производители станков имели определенное преимущество. Вернувшись во Францию при финансовой помощи банкира Бронислава Гольдфедера, он перенес идею со стальными стропилами и разработал, кроме того, фрезерный станок, который был оснащен профилированным режущим инструментом, способным проходить через стальное бревно насквозь со скоростью 2000 об / мин, обеспечивая таким образом требуемую точность обработки.
Это было началом одного из величайших промышленных приключений современности. Прежде чем он действительно сможет заняться своим поиском и начать производство новой системы, Citroën должен завершить свой последний год обучения в Политехнической школе, а также годы военной службы , которая в то время была обязательной. Два года провел в 31-м артиллерийском полку Ман в звании лейтенанта.
Старт деятельности в бизнесе
В 1901 году, в возрасте 23 лет, Андре Ситроен объединяет усилия с Андре Боасом и Жаком Хинстином, которых он знал по лицею Кондорс. Он влаживает большую часть наследства своих родителей, чтобы основать компанию Citroën, Hinstin and Co, производящую шестерни. Чуть позже Анде переезажает на набережную Гренель 31 в 15-м округе Парижа рядом с заводом братьев Морс, который находился возле набережной Жавель и переименовала себя в «Société anonyme des Engrenages Citroën».
Логотип этого бренда — не что иное, как перевернутая двойная буква V. Андре Ситроен основывает свою репутацию и состояние на производстве этих шестерен. Действительно, внедрение электродвигателей для привода машин в промышленности требует прочных зубчатых передач, способных снизить высокие скорости, обеспечиваемые этими двигателями, что идеально соответствует зубчатым колесам Citroën. Таким образом, Андре Ситроен зарегистрировал многочисленные патенты на применение своих шестерен в различных областях, таких как промышленные трансмиссии или задних осях автомобилей.
Первоначально он был и главным инженером , и менеджером по производству, и менеджером по продажам, учитывая, что у двух его партнеров уже были другие обязательства. Он также стал президентом Chambre Syndicale de l’Automobile et des Industries. За четыре года продаж этой небольшой компании, его прибыльность увеличатся в десять раз, и чуть позже к Андре Ситроену обратится Škoda , которая хочет использовать его патент в Центральной Европе.
Начало работы в автомобильной промышленности
Автомобильная компания Mors, несмотря на то, что она была известна тем, что побила рекорды скорости на рубеже веков оказывается на грани банкротства. Андре Ситроен принял участие в ее восстановлении между 1906 и 1914 годами, что позволило ей увеличить оборот в десять раз. Таким образом, братья Эмиль и Луи Морс назначили его управляющим директором компании. Он реорганизовал изучение потребностей клиентов, менеджмент, модернизировал, создал новые модели и за 10 лет удвоил производство бренда. В 1908 году компания произвела 300 автомобилей, а в 1913 году — 800 единиц.
Андре Ситроен — талантливый разведчик и гениальный организатор. Он не изобретатель и не техник, а увлечен «крупномасштабным производством и распространением». В 1912 году, работая на фабриках Mors, Андре Ситроен совершил свою первую поездку в Соединенные Штаты. Поездка, которая оставила глубокий след в его жизни и карьере. Он посетил завод Генри Форда в Дирборне, недалеко от Детройта, в которой применяется тейлоризм, который в последствии стал Фордизмом. Речь идет о демократизации промышленных производственных процессов и внедрении массового производства товаров по более низкой цене. Его визит позволяет ему познакомиться с методами, применяемыми на американских заводах.
Управление заводами Mors позволяет Андре приобрести определенный опыт, особенно в сфере людской деятельности. Действительно, условия труда рабочих в то время были суровыми, что вынудило их в 1912 году объявить забастовку за принятие пятидневной «английской рабочей недели». Ситроен умеет быть открытым, чтобы избежать ненужной конфронтации, и таким образом улучшает условия жизни рабочих, а значит, и их эффективность.
Личная жизнь Андре Ситроена
Жизнь Андре Ситроена быстро стала легкой. Он проживал со своим братом Бернаром на улице Амале 21 в 9-м округе Парижа. Бернард является музыкантом-любителем, окруженный группой друзей «любителями музыки, дилетантами и достаточно богатыми людьми». Андре часто окружен представительницами слабого пола и принимает участие во многих светских мероприятиях. Можно предположить, что именно в это время Андре Ситроен развил свой вкус к азартным играм. Париж — город, где состоятельные люди могут позволить себе все удовольствия. Таким образом, у Citroën развивается особая тяга к ночной и светской жизни. Приобретение определенного социального статуса, а также определенного состояния не успокаивает его неумеренного пристрастия к азартным играм. Он быстро стал завсегдатаем столов казино и ипподромов, таких как Longchamp 23. Теряя или выигрывая огромные суммы в казино, особенно в Довиле, Ситроен славится своей щедростью. Он без колебаний предлагает автомобиль как для мелкого персонала и крупье, так и для более состоятельных людей.
Несмотря на то, что он довольно простой, его жизнь остается без излишеств (кроме азартных игр). Он не заинтересован в накоплении товаров, не владеет, в отличие от многих промышленников, коллекциями картин, яхтами или большими резиденциями. Земельные владения промышленника ограничены его фабриками, а его резиденция сдается в аренду. Помимо игр, Андре Ситроен питает настоящую страсть к музыке. Он любит ходить в оперу или организовывать специальные концерты для своей семьи. Осенним вечером 1913 года в казино в Ле-Туке Андре Ситроен встретил Джорджину Бинген (1892-1955), женщину итальянско-еврейского происхождения, которая провела несколько дней в отпуске со своими родителями. 27 мая 1914 года, за два месяца до вспышки Первой мировой войны, он женился на ней в Израильских традициях и пара впоследствии будет иметь четверо детей.
Андре Ситроен во время Первой Мировой Войны
Как только война была объявлена, Андре был мобилизован в августе 1914 года, как лейтенант (тогда капитан) во 2-й артиллерийский полк в Гренобле. На восточной границе, где произошел конфликт, он имел возможность наблюдать отсутствие артиллерии и боеприпасов против немецкой армии. После смерти своего брата Бернара на фронте, Андре Ситроен решил не только выполнить свой долг, но и дать отпор врагу, насколько это возможно. В январе 1915 года он сделал предложение генералу Луи Баке, руководителю артиллерии военного министерства, которому катастрофически не хватает боеприпасов применить технологию Фордизма на заводе, построенном за 3 месяца, который может производить 10 000 снарядов Shrapnel от Type 75 в день. Благодаря его сбережениям, и сбережениям его правой руки Жоржа-Мари Хардта и особенно финансированию богатого торговца алмазами армянского происхождения Атаника Экнаяна, он построил на 15 гектарах земли огромную ультрасовременную фабрику, на которой работают 13 000 рабочих и произвели 23 миллиона снарядов из расчета 10 000 снарядов в день с беспрецедентными темпами для того времени. «Вы должны производить быстро, ну и экономично, чтобы производимые продукты были доступны как можно большему числу потребителей», — говорил Андре Ситроен своим рабочим. Темпы работы его заводов колоссальны, и в результате Андре Ситроена иногда называли деспотом. Тем не менее, он был одним из первых промышленников, заботившихся о благополучии своих рабочих и избегавшим навязывания повторяющихся задач.
Боеприпасы Андре Ситроена быстро завоевали репутацию и стали образцом организации, эффективности и социальной ответственности. Завод посещают выдающиеся личности, как гражданские, так и военные. Между 1917 и 1918 годами правительство также поручило ему реорганизовать снабжение военной промышленности, военных почтовых служб и раздачу продовольственных билетов в районе Парижа. Когда война закончилась, Андре Ситроен решил преобразовать свой завод Quai de Javel в завод по производству автомобилей.
Начало современной комgании Citroёn
Как только война закончилась, рост автомобильной промышленности стал невероятным, и улицы постепенно заполнялись машинами, приводимыми в движение собственной энергией. В 1919 году французы производили большое количество автомобилей, намного больше, чем немцы или американцы. Париж был автомобильной столицей мира. Более того, массовые убийства лошадей во время войны усилили потребность в эффективных тяговых устройствах. Когда было подписано перемирие 1918 года, заводы Citroën внезапно потеряли все заказы на боеприпасы. Тем не менее, Citroën подготовился к этому событию очень рано, реинвестировав свою прибыль в новый бизнес. Автомобильная промышленность должна была заменить производство боеприпасов и Андре не прогадал. Таким образом, Андре Ситроен за четыре месяца преобразовал свой оружейный завод в завод по производству автомобилей, поглотив производителя автомобилей Mors и основав компанию Citroën с его исторической эмблемой — двойным V-образным шевроном.
Во время поездки в Соединенные Штаты Citroën осознал необходимость производства автомобилей в больших масштабах, то есть с широким распространением за пределами привилегированных классов. Как и Ford T, будущий Citroën задуман как транспортное средство предназначенное для работы и отдыха. В январе 1919 года Андре Ситроен объявил прессе о своем намерении произвести серийный автомобиль. С невероятным заявлением для того времени: будущий автомобиль будет стоить 7250 франков, что составляет почти половину самой дешевой машины на рынке. Эта рекламная кампания имеет историческое значение и на другом уровне, так как это первая массовая рекламная кампания в прессе. Это событие можно считать успешным стартом компании промышленника, которая продлилась до 21 декабря 1934 года (дата ликвидации компании и передачи управления Michelin). 3 июля 1935 года Андре Ситроен умирает от рака желудка.
Награды и признание
В 1958 году набережная Жавель в Париже была переименована в набережную Андре-Ситроена, а исторический завод, который в период с 1976 по 1984 год снесли, уступил место парку Андре-Ситроен в память о менеджере компании, которым являлся Андре Ситроен. Ему посвящен бронзовый бюст напротив входа в парк рядом с Европейской больницей Жоржа Помпиду. На месте, где жил Андре Ситроен(16 — й округ Парижа), между 1919 и 1935 годами установлена мемориальная доска, которая отдает ему дань уважения.
Помимо прочего Андре был удостоен званий:
- Рыцарь почетного легиона в 1923 году;
- Офицер почетного легиона в 1925 году;
- Командующий почетным легионом в 1928 году;
- Великий офицер почетного легиона в 1931 году.
Человек конечно умный был, но не подумал о инвестициях и все потерял.