История компании Mercedes-Benz, которая сегодня является мировым производителем автомобилей начинается с конца XIX века и тесно пересекается со многими производителями всех видов транспорта.
Истоки компании Mercedes-Benz
Истоки компании Mercedes-Benz связаны с четырьмя отдельными личностями: Карлом Бенцом, Готлибом Даймлером, Вильгельмом Майбахом и Эмилем Еллинеком.
Начать стоит, вероятно, с немецкого конструктора двигателей и автомобильного инженера Карла Фридриха Бенца. В возрасте 27 лет в 1871 году Карл Бенц вместе с Августом Риттером основал в Мангейме литейный цех и механическую мастерскую. Год существования предприятия прошел очень плохо, и так как Август Риттер оказался ненадежным компаньоном некоторые инструменты бизнеса были конфискованы. Невеста Карла, Берта Риттер спасает ситуацию с бизнесом заложив за долю Риттера свое приданное. 20 июля 1872 года Карл Бенц и Берта Рингер поженились. В 1882 году компания стала акционерным обществом Gasmotoren Fabrik Mannheim и Карлу Бенцу досталось всего 5% акций и должность директора. Таким положением дел Бенц был крайне недоволен, так как его технические решения не учитывались при разработке продукции и в 1883 году он ушел.
Через короткий промежуток времени совместно с Максом Роузом и Фридрихом Вильгельмом Эсслингером образуется новая компания Benz & Companie Rheinische Gasmotoren-Fabrik. Успех компании дает возможность Бенцу разрабатывать безлошадную повозку (автомобиль). Первый экспериментальный образец был собран в 1885 году и во время публичных испытаний он врезался в стену. Причиной крушения была плохая управляемость. Успешный образец был запатентован 29 января 1886 года как DRP-37435: Benz «Patent Motorwagen» (Автомобиль, работающий на газе). Сегодня Motorwagen является первым автомобилем в мире. Позднее Карл Бенц модернизировал и создавал новые модели двигателей и транспортных средств.
Следующими личностями были немецкие инженера и конструкторы Готлиб Даймлер и Вильгельм Майбах, которые были хорошими друзьями. В 1872 году Даймлер и Майбах прибыли на работу в компанию Deutz-AG-Gasmotorenfabrik, которая являлась на тот момент крупнейшим производителем стационарных двигателей в мире. На тот момент Даймлеру было 38 лет, а Майбаху — 26. Половина предприятия принадлежала разработчику двигателей Николаусу Отто, который искал нового технического директора. Вильгельм Майбах занял должность главного конструктора предприятия, а Готлиб Даймлер — технического директора.
В 1876 году после 14 лет усилий Отто разработал четырехтактный двигатель со сжатым зарядом на газообразном топливе (также сегодня известный как цикл Отто), систему, характеризующуюся четырьмя тактами поршня (впуск, сжатие, рабочий ход и выпуск). Двигатель Отто был запатентован в 1877 году. Готлиб Даймлер хотел создать собственный двигатель и опасался, что патент Отто может тому помешать. Поэтому он нанял поверенного, который обнаружил, что патент на четырехтактный двигатель был выдан в Париже в 1862 году Бо де Роша, французскому инженеру по общественным работам.
Позднее Николаус Отто исключил Даймлера из своих патентов на двигатель и между ними возникла большая неприязнь. Daimler хотел создать небольшие двигатели, которые можно было бы использовать на транспорте, но Отто это не интересовало. В 1880 году Даймлер был уволен и получил 112 000 золотых марок в акциях Deutz-AG в качестве компенсации за патенты как Daimler, так и Maybach. Позже Майбах подал в отставку и последовал за Даймлером.
В конце 1883 года Daimler и Maybach запатентовали первый из своих двигателей, работающих на лигроине. Этот двигатель был запатентован 16 декабря 1883 года. Он достиг цели Daimler — был небольшим и работал достаточно быстро, чтобы быть полезным при 750 об / мин. За следующие четыре года усовершенствование конструкции довело этот параметр до 900 об / мин. Независимо друг от друга Карл Бенц и Готлиб Даймлер создали автомобили в Германии на расстоянии 60 миль друг от друга.
Готлиб Даймлер очень долго сопротивлялся(около 8 лет) преобразованию его предприятия в акционерное общество. В 1890 году Даймлер регистрирует собственное производство двигателей под названием Daimler Motoren Gesellschaft (DMG). Его основной направленностью было создание небольших высокоскоростных двигателей, которые разработаны на основе той же технологии стационарных двигателей. После преобразования в акционерное общество Даймлер не смог заполучить контрольный пакет акций. Помимо этого, Вильгельму Майбаху было отказано в членстве совета директоров, и 11 февраля 1891 года он покинул бизнес. В 1892 году DMG наконец продала свой первый автомобиль. Готлиб Даймлер, в свои 58 лет, имел проблемы с сердцем и упал в обморок зимой 1892 – 1893 годов. Его врач назначил поездку в Флоренцию, где он познакомился с Линой Хартманн, которая была вдовой и на 22 года моложе его, владелицей отеля, в котором он остановился. Они поженились 8 июля 1893 года, проведя медовый месяц в Чикаго во время проведения Всемирной автомобильной выставки.
Вернувшись из Чикаго в 1893 году со своей новой женой, Даймлер хотел приобрести достаточно акций DMG, чтобы восстановить контроль над компанией. Эта попытка провалилась. В итоге Daimler продал все свои акции и патенты и ушел из компании. После ухода из DMG, Даймлер и Майбах продолжали совместную работу, а саму компанию ждет очень нестабильная финансовая ситуация. В 1895 году управляющим компании DMG становится Фредерик Симмс, который является давним другом Готлиба Даймлера. Симмс восстанавливает Даймлера и Майбаха в совет директоров компании и отдает 200 000 золотых марок в виде акций плюс 100 000 бонусов Даймлеру и 30 000 акций Майбаху.
Приблизительно в тоже время, Карл Бенц создал Victoria(1893) — двухместный автомобиль с двигателем мощностью 2,2 кВт (3,0 л.с.), который мог развивать максимальную скорость 18 км/ч (11 миль в час) и имел поворачиваемую переднюю ось, приводимую в движение роликовым приводом. Прицепной культиватор с рулевым управлением. Модель имела успех и в 1893 году было продано 85 единиц.Так же в 1895 году Бенц сконструировал первый в истории грузовик с двигателем внутреннего сгорания и построил первые в истории автобусы для транспортной компании Netphener.
Даймлер никогда не встречал Карла Бенца в период изобретательства. В 1896 году Daimler (DMG) подал в суд на Benz & Cie. за нарушение его патента 1883 года на систему зажигания горячей трубки. Daimler выигрывает судебное разбирательство и Benz был вынужден выплатить гонорары DMG. Daimler не встречался с Карлом Бенцем, пока они находились в суде в Мангейме. Позже при основании Центральноевропейской автомобильной ассоциации Daimler и Benz все еще не общались друг с другом. В 1900 году Готлиб Даймлер умирает от болезни сердца и Вильгельм Майбах продолжает разработку двигателей.
За последние годы девятнадцатого века Benz была крупнейшей автомобильной компанией в мире, выпустив 572 автомобиля в 1899 году. Из-за своего размера в 1899 году Benz & Cie. становится акционерным обществом с приходом Фридриха фон Фишера и Юлиуса Ганса, которые стали членами Правления.
Эмиль Еллинек, успешный австрийский дилер и автогонщик на Французской Ривьере, который очень восхищался работой Maybach, пообещал купить партию из 36 автомобилей за 550 000 золотых марок, если Maybach сможет спроектировать для него отличный гоночный автомобиль в соответствии с его спецификациями и стандартами.
Прототип автомобиля был закончен в декабре 1900 года, а в 1901 году добился ряда успехов в гонках. Его двигатель был назван «Даймлер-Мерседес» (по-испански «милосердие») в честь Мерседес Еллинек, 10-летней дочери Эмиля. Европейское высшее общество покупало автомобиль в больших количествах, что сделало его коммерческим успехом, который убедил директоров компании в том, что у автомобилей есть будущее. Производство значительно выросло, и DMG быстро увеличилась в размерах и количестве сотрудников. DMG официально зарегистрировала торговую марку Mercedes в июне 1902 года.
Austro-Daimler в 1906 году назначает 31-летнего Фердинанда Порше своим главным дизайнером, который выйграл конкурс Prince Henry Tour со своим автомобилем Porsche Austro-Daimler в 1910 году. Порше успешно проектирует гоночные автомобили компании, но в 1923 году Porsche покинул Austro-Daimler после разногласий по поводу будущего направления развития автомобилей. Спустя несколько месяцев Porsche приглашают на работу технического директора в Штутгартское подразделение Daimler Motoren Gesellschaft.
Спустя годы после смерти Готлиба Даймлера две компании действительно сотрудничали во многих отношениях. После многолетнего сотрудничества 28 июня 1926 года представители Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG) и Benz & Cie подписали соглашение о слиянии двух старейших производителей автомобилей в мире. Образовавшаяся новая компания получила название Daimler-Benz AG.
История Мерседес в 30-х — 40-х годах
В начале 30-х годов XX века у компаний Daimler-Motoren-Gesellschaft (DMG) и Benz & Cie были непростые времена, так как Первая Мировая Война ударила по всей автомобильной промышленности Германии. За период с 1914 по 1919 год опытно-конструкторские работы по гражданской продукции практически не велись. В экономическом отношении обвал валюты, рост числа новых автомобильных компаний, ранее работавших в секторе вооружений, и потеря важных зарубежных рынков оказали крайне негативное влияние на обе компании. Кроме этого на внутреннем рынке появились иностранные производители, таких как Ford Motor Company. Все это является частью Версальского договора, которые привели к серьезному структурному кризису в автомобильной промышленности Германии.
Хотя время от времени рассматривалась возможность продажи участков в Зиндельфингене и Мариенфельде, Daimler Motoren Gesellschaft решила не продавать и запланировала диверсификацию ассортимента продукции в 1922 году. Под руководством Вильгельма Кисселя трудности были преодолены и компания была стабилизирована за счет строгого ограничения количества моделей и внедрения гибкой производственной системы, в первую очередь на крупных заводах в Унтертюркхайме, Зиндельфингене и Мангейме. Реализация такого плана также позволила успешно преодолеть мировой экономический кризис, разразившийся в 1929 году.
В 1928 году у немецкого автопроизводителя было всего четыре базовых модели в сегментах автомобилей среднего и высшего класса. Из них спортивный автомобиль с наддувом в различных версиях S, SS и SSK был демонстрационной моделью бренда Mercedes-Benz, который не только добился успеха в автоспорте, но и помог улучшить экспортные показатели компании. Кроме того, во время мирового экономического кризиса штутгартскому автопроизводителю удалось добавить в свой модельный ряд 170 Mercedes.
В секторе коммерческих автомобилей Daimler-Benz представила первый шестицилиндровый дизельный грузовик без компрессора в 1927 году. Модель Lo 2000, разработанная Daimler-Benz в начале 1930-х годов, принесла компании крупный прорыв в сфере производства грузовиков.
В 1929 году в Ладенбурге умирает Карл Бенц 4 апреля и 29 декабря в Канштатте Вильгельм Майбах. Плюс ко всему, Фердинанд Порше покидает компанию и переходит в другую компанию, но из-за мирового экономического кризиса его опять выгоняют с работы. В 1931 году Mercedes-Benz W15, также известный как Type 170, дебютировал на Парижском автосалоне с большим успехом. Он отличался первой системой независимой подвески с 4 колесами и новой технологией гидравлического торможения. W15 продавался в стилях седан, кабриолет, спортивный родстер и военный автомобиль с 1931 по 1936 год, и Mercedes-Benz становится одним из ведущих производителей автомобилей.
Далее с 1935 года начинается активное перевооружение нацистской Германии. В 1936 году Mercedes-Benz выпускает модель W136 и первый легковой автомобиль с дизельным двигателем. В последующие годы родстер W135 и лимузин W138 производились до того момента, пока производство не остановила Вторая мировая война. Безопасность пассажиров также стала приоритетом для автомобилестроителей благодаря исследованиям и испытаниям жестких полов, защиты от боковых ударов и складных рулевых колонок. С началом Второй Мировой Войны производство гражданских автомобилей было полностью остановлено.
Мерседес-Бенц во время и после Второй Мировой войны
С 1937 года компания Daimler-Benz AG все чаще производила такие элементы вооружения, как грузовики LG 3000 и авиационные двигатели, такие как DB 600 и DB 601. Для создания дополнительных мощностей для производства авиационных двигателей в дополнение к заводу в Мариенфельде завод Геншаген был построен в хорошо скрытом лесном участке местности к югу от Берлина в 1936 году.
До начала войны производство вооружений составляло постоянно растущую долю доходов компании. Летом 1941 года правление Daimler-Benz AG под председательством Вильгельма Кисселя больше не предполагало скорого прекращения войны или скорого возвращения к производству гражданских автомобилей.
Самым важным направлением бизнеса было производство грузовиков, в то время как производство легковых автомобилей — уже ограниченное военными потребностями с начала войны — находилось в упадке и практически остановилось к концу 1942 года. Теперь компания сосредоточилась на разработке, производстве и сборке компонентов военного назначения для армии, флота и авиации.
Производство запасных частей и ремонт военной техники и двигателей также становились все более важными. Новый персонал требовался для того, чтобы справиться с возросшим производством вооружений, потому что многие рабочие сражались на передовой.
Изначально компания набирала женщин, чтобы справиться с необходимыми объемами производства. Однако, поскольку численность персонала все еще была слишком низкой, Daimler-Benz также использовала подневольных работников(рабский труд). Это были военнопленные, похищенные гражданские лица и узники концлагерей, которые размещались недалеко от заводов. Подневольные рабочие из Западной Европы жили в гостевых домах, частных домах или школах.
Рабочие из Восточной Европы и военнопленные содержались в бараках с плохими, похожими на тюрьмы, условиями. Немецкие офицеры контролировали задержанных концлагерей и содержали их в бесчеловечных условиях. Их «продавали» компаниям в обмен на производимую технику. В 1944 году почти половина из 63 610 сотрудников Daimler Benz составляли подневольные гражданские лица, военнопленные или узники концлагерей.
После войны компания Daimler-Benz признала свои связи с нацистским режимом, а также приняла участие в инициативе Немецкого промышленного фонда «Память, ответственность и будущее», работа которой включала оказание гуманитарной помощи бывшим подневольным работникам.
Оценка ущерба, нанесенного войной, в 1945 году, разочаровала компанию и в соответствии с Потсдамским соглашением все немецкие активы за рубежом были конфискованы и использованы для выплаты репараций. Daimler-Benz потеряла все зарубежные дочерние компании и филиалы, а также все активы на подконтрольных территориях Советского Союза.
В результате ранее существовавшая международная сеть была разрушена, и компании пришлось начать ее восстановление. Кроме того, Daimler-Benz пришлось отказаться от неурегулированных претензий к государству.
Таким образом, в 1945 году компания была сокращена до четырех заводов на юге Германии: Untertürkheim, Sindelfingen, Mannheim и Gaggenau, а также Berlin-Marienfelde и принадлежащих компании западногерманских торговых точек.
Таким образом, Daimler-Benz снова оказалась в том положении, в котором она находилась до прихода к власти национал-социалистов. Вначале завод в Унтертюркхайме работал в основном как ремонтная мастерская для военной техники США. Денацификация топ-менеджмента привела к коренным изменениям в составе Правления. Еще до капитуляции Германии Отто Хоппе, который был вынужден покинуть Совет по настоянию нацистов в 1942 году из-за своей жены-еврейки, был повторно назначен в Совет 1 мая 1945 года.
На послевоенное восстановление разрушенных заводов потребовалось время, поэтому производство транспортных средств было начато только в июне 1946 года. Для разработки новых автомобилей не было ни технической базы, ни средств, поэтому первым послевоенным автомобилем стал седан W136 — «170V». Конструкция автомобиля была разработана ещё в середине 1930-х годов. Малолитражный автомобиль с мотором в 38 лошадиных сил становится началом новой истории марки. Уже с мая 1949 года была проведена крупная модернизация. Рабочий объём двигателя увеличен на 70 см3, (соответственно мощность выросла до 52 л. с.; модель «170S»), появились варианты в кузовах кабриолет и универсал (т. н. кабриолеты «А» и «B») и главное — модели с дизельными двигателями «170D». Плюс ко всему к 1949 году возобновились технические разработки. В этом же году Mercedes-Benz получает патент на дверной замок с коническим штифтом.
История Mercedes-Benz в 60-х — 80-х годах
Период истории компании в 60-х — 80-х годах является новым рассветом компании. В этот период компании Daimler-Benz AG удалось вернуть себе позиции, которые она занимала до Второй мировой войны и уже в 1954 году компания преодолела миллиардную отметку по обороту и тем самым побила существующий рекорд продаж.
Исследования Белы Бареньи предполагают запуск серийного производства площадок для проведения краш-тестов, хотя она не была запатентована в течение восьми лет. Mercedes-Benz делает упор на безопасность, проводя краш-тесты каждой новой модели. Производительность и стиль также не упускаются из виду, что привело к огромным продажам таких моделей, как 190 и 300 SL, последний из которых стал первым серийным автомобилем, в котором использовалась технология впрыска топлива.
Высокие показатели продаж всех автомобилей марки Mercedes-Benz стали символом немецкого экономического чуда.
Развитие подразделений коммерческих автомобилей отражало высокие темпы роста экономики в целом. Все грузовые транспортные средства оснащались дизельными двигателями. На протяжении 1950-х годов компания Daimler-Benz практически удерживала монополию в производстве дизельных двигателей.
Для экспорта компании пришлось рассчитывать на сотрудничество с независимыми генеральными дистрибьюторами. Они занимались импортом и работали вместе с официальными дилерами на свой страх и риск.
Эта стратегия была частично определена запретом на прямые иностранные инвестиции немецкими компаниями, который действовал до 1952 года
В январе 1952 года появилась модель с увеличенным кузовом, которая получила номер W191. Но ещё до этого, в марте 1951 года, на автомобиль поставили шестицилиндровый двигатель с мощностью 80 л. с. вместо 4-х цилиндрового. Вместе с новым дизайном экстерьера (например, расположение передних фонарей в крылья) автомобиль получил новое имя «220» и занял средний сегмент между «170»-ми и «300»-ми. Он предлагался в трёх кузовах (седан и кабриолеты «А» и «B»).
Всего за девять лет с 1946 года (выпуск завершился в сентябре 1955 года) было построено соответственно 151 042 и 18 514 автомобилей «170» и «220». Благодаря им компания смогла создать прочный фундамент, на котором она станет ведущим автомобильным производителем в Западной Европе.
В последующий период компания постепенно продолжала расширять европейскую сеть продаж. В 1955 году Daimler-Benz снова поддерживал деловые отношения со 178 генеральными дистрибьюторами по всему миру. В это время для своей обновленной интернационализации Daimler Benz полагался почти исключительно на успехи в автоспорте, которые освежили воспоминания об имени Mercedes-Benz во всем мире.
Этому способствовали победы автомобилей Mercedes в гонках Международного туристического трофея в Великобритании и Targo Florio в Италии. Благодаря этим успехам компанией Mercedes был получен трофей лучшего конструктора автомобилей. Все эти успехи положительно складываются на репутации компании, но после получения данных трофеев компания, непонятно из каких соображений, отказывается от автоспорта.
Производство компании постоянно росло и она своими размерами не могла обеспечивать необходимые производственные мощности. По-этому в 1958 году Daimler-Benz AG покупает Auto Union.
В 1959 году на Франкфуртском автосалоне была представлена революционная модель W111. Mercedes-Benz опередил весь мир, запатентовав передние и задние зоны деформации, которые поглощают кинетическую энергию столкновения, и ремни безопасности. Внутри салон был намного просторнее, и при этом вся панель приборов и даже руль были обшиты мягким материалом. Площадь остекления выросла на 35 %, тем самым улучшив обзор водителю и пассажирам. Комфортабельность также улучшила независимая задняя подвеска. Выпуск 111 продолжался до лета 1965 года, пока не появился преемник W108.
В общем, в 60-х — 80-х годах компания сремительно разрастается во всех направлениях и сферах. Сектор коммерческого транспорта, где главную роль сыграл Ханс Мартин Шлейер, лидирующие позиции компании в автомобильной промышленности были укреплены за счет расширения завода в Верте, поглощения компании Krupp по продаже коммерческих автомобилей в 1968 году и производителя коммерческих автомобилей Hanomag-Henschel в 1969 году вместе со своими производственными предприятиями в Касселе, Бремене и Гамбурге-Харбурге, а также покупка производителей тяжелых грузовиков Euclid в 1977 году и Freightliner в 1981 году.
Все что связано с Мерседес запутанно и непонятно.
Как иетересно, что столь крупная компания названа в честь одинадцатилетней девочки.