Технические характеристики автомобильных шин являются основополагающим фактором при выборе резины для любого транспортного средства. Технические характеристики шин напрямую влияют на комфорт, устойчивость и самое главное безопасность при управлении транспортным средством.
Классификация шин
Классификация шин для транспортных средств очень многообразна. Приступая к подбору автомобильных шин стоит определиться с классификацией по предназначению. Ведь для легковых автомобилей, внедорожников, микроавтобусов и легкогрузов, автобусов и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной и большегрузной техники шины будут разные. На легковушку колеса от трактора не поставишь, а если даже и поставишь (мастера разные бывают :), то точно далеко не уедешь. Допустим, мы определились и Нам нужны шины для легкового автомобиля.
Следующим параметром классификации является сезонность эксплуатации. Среди таких шин различают летние, зимние и всесезонные. Водителю нужно четко представлять когда и при каких условиях он планирует эксплуатировать автомобиль. Если автомобиль планируется эксплуатировать весной, летом и осенью, то, вероятно, необходимо присмотреться к летней резине. Другое дело начинается в случае, когда водитель планирует эксплуатировать автомобиль в зимнее время. Тут подборщику необходимо уделить особое внимание, так как в большинстве стран региона эксплуатация автомобиля в зимний период регулируется государством. Зимой разрешается перемещаться на зимних и некоторых всесезонных шинах. Это связано с безопасностью эксплуатации транспортных средств. В остальное время года эксплуатация любых всесезонных шин разрешена.
Еще одним параметром классификации автомобильных шин является тип протектора. По этой классификации шины делятся на ассиметричные, симетричные направленные и симметричные ненаправленые. Ассиметричные шины представляют собой резину с рисунком протектора состоящим из двух частей и применяется для совмещения определенных свойств шин в одном колесе. Симметричные направленные шины имеют направленный рисунок протектора в виде V-образной елочки. Их необходимо устанавливать в определенном направлении. Что же касается симметричных ненаправленных шин, то тут можно отметить, что наиболее часто такого рода шины устанавливаются на внедорожники. Характер рисунка протектора позволяет эффективно использовать шины в обоих направлениях. В некоторых странах этого региона эксплуатация шин по этим признакам так же регулируется законом.
Характеристики
автомобильных шин
К техническим характеристикам автомобильных шин относятся ширина и высота профиля, посадочный диаметр, индексы скорости и нагрузки. Условно их можно разделить на две группы. Первой из них является технические характеристики которые рекомендуются производителями и отклоняться от них не рекомендуется, а второй группой владелец транспортного средства распоряжается сам.
В превой группе, которая рекомендована производителем транспортного средства, находятся посадочный диаметр, ширина профиля и высота профиля. Все эти параметры обычно указываются производителем на крышке бензобака с внутренней стороны. Выглядит эта надпись приблизительно:
205/55R16 / 195/65R15
Обозначения 205 и 195 представляют собой ширину профиля резины. Цифры 55 и 65 обозначают высоту(серию) профиля резины, а R16 и R15— посадочный диаметр. Посадочный диаметр( 16 и 15 ) измеряется в дюймах и обозначает диаметр обода диска. Ширина профиля ( 205 и 195 ) измеряется в мм и представляют собой расстояние между внешними стенками колеса. Высота профиля в свою очередь является относительной величиной и измеряется как процент от ширины профиля. То есть цифра 65 в правой маркировке означает, что высота будет составлять 65% от ширины профиля( 195 мм ) и будет равна около 127 мм.
Второй группой являются технические характеристики автомобильных шин, которые владелец транспортного средства выбирает самостоятельно при покупке резины. К таковым относятся конструкция шины, индекс нагрузки и индекс скорости. Все эти параметры зависят исключительно от производителя самих шин, но они находятся в открытом доступе и пользователь сам может выбрать необходимый вариант. Конструкция шины подразумевает собой либо радиальную, либо диагональные, а так же способ герметизации: камерный и бескамерный. Наибольшую популярность получили бескамерные радиальные шины, которые вытеснили всех своих конкурентов. Индексы нагрузки и скорости обычно обозначаются совместно. Надпись выглядит в стиле 91T. Цифра 91 обозначает индекс нагрузки, а буква T — скоростной индекс.
Таблица скоростных индексов автомобильных шин
Буква индекса скорости | Значение
км/ч |
---|---|
J | 100 |
K | 110 |
L | 120 |
M | 130 |
N | 140 |
P | 150 |
Q | 160 |
R | 170 |
S | 180 |
T | 190 |
H | 210 |
V | 240 |
W | 270 |
Y | 300 |
VR | >210 |
ZR | >240 |
Следует отметить, что индекс скорости обозначает предельное значение скорости и нерекомендуется превышать значение скорости на 10 — 15% меньше значения указанного в таблице.
Таблица индексов нагрузки на автомобильную шину
Цифра индекса нагрузки | Значение
кг |
---|---|
70 | 335 |
80 | 450 |
90 | 600 |
100 | 800 |
110 | 1060 |
120 | 1400 |
125 | 1650 |
Таблица индексов нагрузки неполная, но приблизмтельно ориентироваться по ней можно.
Примеры подводных камней
Окончательный выбор автомобильных шин включает мнодество факторов которые необходимо учитывать. Причем изначально необходимо учитывать законодательство региона в котором будет эксплуатироваться автомобиль. Если зимой в Беларуси разрешено ездить только на резине, которая имеет маркировку MS , M+S и M&S, и на одной оси должны быть установлены шины с одинаковым рисунком протектора то необходимо подбирать именно такие.
Другим подводным камнем является то, что необходимо придерживаться рекомендаций производителя автомобилей. Обычно предлагается два варианта на выбор. Если для транспортного средства рассчитаны диски с резиной 205/55R16, значит лучше придерживаться этого значения. В современных автомобилях огромное количество датчиков. Если установить диски R20 с низкопрофильной резиной, то спидометр будет показывать неправильные показания и на подвеску автомобиля будет совсем другая нагрузка. Следовательно подвеска будет выходить из строя быстрее и показания спидометра не будут соответствовать действительности.
Что же касается выбора резины по скоростному индексу и нагрузке на колесо, то тут понятно все и без замудренных объяснений. Чем больше запас прочности, тем лучше. Если одна шина рассчитана на 500 кг нагрузки и скоростной индекс у нее до 150 км/ч, а вторая 700кг и 210 км/ч, то есть смысл взять именно вторую.
А почему таблица неполная?