Круиз-контроль является системой, которая автоматически контролирует скорость автомобиля. Круиз-контроль представляет собой сервопривод, который регулирует положение дроссельной заслонки двигателя, чтобы поддерживать скорость установленную водителем автомобиля.
История функции круиз-контроль
Круиз-контроль, как функция поддерживающая заданую скорость автомобиля, берет свое начало с момента изобретения автомобилей. На автомобилях Wilson-Pilcher образцов 1901 годов выпуска уже была данная функция. Рычаг на рулевой колонке способен был поддерживать скорость двигателя во время движения. Американский производитель Peerless в 1908 году так же предлагал функцию поддержания скорости с помощью дроссельной заслонки. Они рекламировали свою систему круиз-контроля как способную поддерживать заданную скорость как в гору так и в низ. Все вышеперечисленные системы представляли собой примитивные версии круиз-контроля.
В своем современном виде функция спидостат (или темпомат) была изобретена только в 1948 году. Его создателем являлся слепой инженер-механик американского происхождения Ральф Титор. Идея о изобретении круиз-контроля пришла ему в голову из-за раздражающей привычки своего товарища разгоняться (или замедляться) во время разговора. Более весомым фактором в разработке круиз контроля было ограничение скорости в 56 км/ч введенное во время Второй Мировой Войны. Устройство, при достижении этого порога скорости, оказывало противодействие нажатию на педаль. Проще говоря, если водитель хочет ехать 65 км/ч водителю нужно прилагать дополнительное усилие при нажатии на педаль.
Титор запатентовал свое устройство в 1950 году. Оно представляло собой рычаг на руле, соединенный с карданным валом и устройством нажатия педали. Кроме этого, он добавил функцию блокировки скорости. То есть автомобиль поддерживает заданую скорость до нажатия на педаль тормоза или сцепления. Существуют множество других патентов и каждая система уникальна.
Первым автомобилем с системой спидостат был Chrysler Imperial 1958 года выпуска. Она использовала диск управления скоростью на приборной панели. Система рассчитывала путевую скорость по вращающемуся тросу спидометра и использовала двунаправленный электродвигатель с винтовым приводом для изменения положения дроссельной заслонки по мере необходимости.Cadillac вскоре переименовал и продал устройство как «круиз-контроль».
Принцип работы круиз-контроля
Принцип работы круиз-контроля зависит от системы которая используется в конкретном типе автомобиля. В стандартных системах поддержания скорости водитель должен набрать скорость в ручном режиме и кнопкой зафиксировать ее.
Сама система получает данные скорости от различных датчиков и устройств автомобиля. К таковым можно отнести тросс спидометра, датчики вращения колеса, датчик частоты оборотов двигателя и т.д. Большинство систем не позволяют использовать круиз на скорости меньше определенного порога. В зависимости от производителя это может быть как 40 км/ч, так и 60 км/ч. Автомобиль поддерживает скорость управляя троссом дроссельной заслонки. Он осуществляет управление с помощью соленоида, сервомеханизма с вакуумным приводом или через электронные системы. К последним можно отнести блок управления двигателем.
Кроме всего вышеперечисленного системы должны отключаться при совершении водителем определенных действий. Причем в целях безопастности это должно быть не только нажатие на кнопку, но и должно срабатывать автоматическое отключение при нажатии на педаль тормоза или сцепления. В большинстве современных автомобилей автоматическое отключение происходит при нажатии на любую из педалей (тормоза/сцепления).
У автомобилей с механической коробкой переключения передач, контроль скорости менее гибкий. Это объясняется тем, что при нажатии на педаль сцепления и переключении передач он отключается. Функцию возобновить необходимо использовать каждый раз после переключения передачи. Таким образом круиз-контроль наиболее полезен на автомагистралях без интенсивного движения автообилей.
Преимущества и недостатки круиз контроля
У кажого владельца автомобиля свой стиль вождения. Некоторые предпочитают более агрессивный стиль с резкими разгонами и торможениями. Другие наоборот, видят в транспортном средстве опасность и предпочитают более плавные движения. Так вот функция поддержания скорости скорее всего более характерна для водителей с более спокойным стилем вождения. Она имеет свои преимущества и недостатки.
Преимущества круиз-контроля:
- Снижает усталость водителя при длительных поездках по автомагистралям и дорогах с малой интенсивностью движения;
- Снижает вероятность нарушения скоростного режима на дороге;
- Пониженый расход топлива;
Недостатки системы круиз-контроль:
- Усыпляет бдительность водителя;
- Небезопасен на крутых поворотах, неровной дороге и в плохую погоду;
Преимущества и недостатки могут быть разными и для каждого водителя они свои. Если Вам есть, что добавить напишите ваши предложения в комментарии.