ВАЗ-2101 представляет собой четырехдверный заднеприводный седан советского производства. ВАЗ-2101 является первой моделью, которая сошла с конвейера Волжского Автомобильного Завода( сегодня известен как LADA — крупнейший производитель легковых автомобилей России).
История создания ВАЗ-2101
История создания ВАЗ-2101, вероятно, начинается в Турине (Италия) с 1961 года, когда был представлен легковой автомобиль Fiat 1300. Этот легковой автомобиль итальянского происхождения являлся очень популярным для того периода времени. Через некоторое время после презентации 1300, инженеры компании Fiat начали работу над преемником заднеприводного четырехдверного седана.
На тот период времени Fiat производил только заднеприводные версии авто. Эпоха переднеприводных автомобилей началась с презентации Mini в 1959 году британской компанией BMC. Изначально преемник Fiat 1300 планировался как переднеприводный автомобиль. Для этого Fiat начал совместную разработку с компанией Autobianchi под названием 123.
На основе Autobianchi Primula началась разработка четырехдверного седана с кузовом нотчбэк с поперечным расположением двигателя и передним приводом. В ходе работы специалисты компании Fiat решили продолжить производство преемника с задним приводом и неожиданно прервали сотрудничество с компанией Autobianchi. Не смотря на этот факт, Autobianchi самостоятельно запустила проект в серийное производство и продавала автомобиль под названием Autobianchi A111. Преемник Fiat 1300 появляется в 1966 году под названием Fiat 124.
ВАЗ-2101 является лицензионной копией Fiat 124. В том же году 16 августа Министерство Внешней Торговли СССР подписывает соглашение с Fiat о строительстве автомобильного завода на территории СССР(Волжский Автомобильный Завод). Соглашением предусматривалось производство автомобилей ВАЗ-2101 (седан), ВАЗ-2102(универсал) и ВАЗ-2103(люксовая модель). Производство было начато 19 апреля 1970 года и всего было построено 4.85 миллиона автомобилей.
Отличия ВАЗ-2101 от Fiat 124
После подписания соглашения о строительстве завода в Тольятти, советские инженеры принялись тщательно изучать конструкцию автомобиля. Заключение комиссии СССР после испытаний на дорогах было огромным, так как было найдено свыше 800 замечаний. Замечания касались конструкции самого кузова, сцепления, коробки передач, карданного вала, силовой установки и даже распределения энергии от генератора, которые продаются и по сей день, например, сдесь:
https://azon.ua/vaz/2101/zapchasti-na-elektrooborudovanie-vaz-2101/generatory-i-komplektuyushchie-vaz-2101/generatory-vaz-2101/. Все замечания советских инженеров были учтены специалистами Fiat при изготовлении производственного оборудования. Нужно понимать, что для конструкторов компании Fiat это событие являлось хорошей возможностью протестировать свое транспортное средство в экстремальных условиях.
ВАЗ-2101 от Fiat 124 отличался, можно даже сказать, радикально следующими элементами. В тормозной системе на ведущей оси (задней) появляется барабанный тормозной механизм. На Fiat 124 сзади устанавливались дисковые тормоза, но на плохих дорогах(гравийных и проселочных) СССР диски ведущей оси очень быстро выходили из строя. По этой же причине подвергается усилению и подвеска ходовой части. Относительно Fiat 124 передняя подвеска усиливается, а задняя полностью идет под замену на более современную разработку для плохих дорог. Специалисты Fiat исключительно для автомобиля ВАЗ-2101 усиливают сцепление и, по рекомендации советских конструкторов, дорабатывают синхронизацию коробки передач.
Что же касается кузовных отличий автомобиля из Тольятти от итальянца, то тут можно отметить появление наружных зеркал заднего вида. Так же немаловажным моментом является изменение конструкции дверных ручек на более травмобезопасные. Еще одним приятным новшеством советского образца является появление буксировочных проушин в кузове, что является очень серьезным плюсом для автомобиля предназначеного для передвижения по дорогам СССР. Первые образцы модернизированного итальянца в лице ВАЗ-2101 появились в первой половине 1970 года.
Интересные факты
Интересных фактов связанных с ВАЗ-2101 достаточно много. Стоит начать с того, что название Жигули исходит от места Жигулевские горы, которое располагается на берегу Волги вблизи города Тольятти. Другим фактом относительно данного транспортного средства является то, что название Lada, которое широко известно на сегодняшний день, использовалось исключительно для экспортных вариантов модели. Экспорт 2101 продолжался 14 лет — с 1970 по 1984 года.
Еще одним интересным фактом является то, что «Копейка» выпускалась в спортивном варианте, которая принесла СССР множество наград в копилку. Причем, даже британцы на своей территории организовывали ралли под названием Lada Challenge, которое проходило несколько лет подряд.